Владимир Васильевич Рябчиков. Живопись, графика. Продажа картин
Владимир Васильевич Рябчиков. Живопись, графика. Продажа картин

Аквариумы Владимира Рябчикова

...Вы открываете дверь музея, поднимаетесь по мраморным ступеням, вдыхаете аромат безукоризненной чистоты. Поворот головы направо — и ноги сами следуют за взглядом, уже впитавшим первый призыв красок. Событие начинается. Мы с вами в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств на выставке ростовского художника Владимира Рябчикова.

Большое пространство зала, много света, и что-то, несомненно, происходит — будто именно тебя кто-то ждет. С одной стороны, эффект искусного оформления выставки, с другой... Все дело в неожиданном звучании красок — от самого нежного до самого сильного тона. Плюс причуды индивидуального восприятия: цвет можно слышать, вкусовые ощущения видеть.

Член Союза художников России Владимир Рябчиков имеет семь персональных и пять зарубежных выставок в проекте «Русские идут». Работы художника находятся в частных коллекциях России, Европы, США. А на нынешнем фестивале «Молодые художники Северного Кавказа» Владимир Рябчиков удостоен Золотого диплома. Но, чем больше иллюстративного материала — рецензий, фотографий, интервью — тем загадочнее кажется его фигура. Его холсты — мир лунный, странный, дерзкий, чарующий — другой, параллельный мир. Инобытие...

Но разве оно нам неизвестно? Кончается день с его реализмом и суетой, и наступает ночь, сон. Сны — светлые, тревожные, сумеречные. Вот, пожалуй, образ или один из образов его творчества. Символична живопись Владимира Рябчикова. Символичны, в принципе, сны.

...В музейном воздухе витали цитаты — из Пикассо, Бакста, Густава Климта, Врубеля... С именами можно ошибиться. Но, если зритель усматривает цитату, значит, она существует. В современной культуре без этого не обойтись, мир насыщен искусством и историей искусства. Но цитаты угадываются, а собственный мир художника остается. Символика образов соотнесена с символикой цвета. В сущности, это мир языческого, встреча с архетипическими персонажами. Выбор сознательный: арлекины, паяцы, чародеи, жрецы. Маски, карнавал, игра... Но это не театр. Герои Рябчикова не играют, они живут. И оттого появляется уверенность, что все это сделано художником всерьез — так же, как всерьез бессознательное создает наши сны...

Разгадка явилась в неожиданном образе «аквариума». Есть у Владимира Рябчикова два больших гипнотизирующих полотна — «Синий аквариум» и «Красный аквариум». Подходишь к ним и будто наталкиваешься на прозрачное стекло, позволяющее видеть жизнь мира, в который войти нельзя, потому что ты — другое существо. Аквариум с нашими рыбами-снами — живописный образ философии Владимира Рябчикова. Современный человек настолько болен своей реальностью, своими механизмами и вещами, что нормальная жизнь с цветными фантазиями, праздником и превращениями ему может только присниться.

В какой-то момент, путешествуя по выставке, я поняла, что мы, художник и зритель, совершаем один и тот же поступок — мы ищем. Зритель — намек на детские впечатления автора, которые могли предопределить игру его мысли и палитру. Куст сирени в сиреневых сумерках, праздничный фейерверк или самый обыкновенный аквариум с обыкновенными рыбками гуппи. Художник тоже искал детство, но не свое, а — человечества. Есть у него пласт работ, который критики называют «пещерной живописью Владимира Рябчикова»: попытка обозначить зачарованность праживописью, когда сквозь собственные живописные слои будто проступают пещерные фрески, преображенные нашим присутствием.

Мы действительно, тайно или явно, тоскуем по простодушию — тому, что утратило современное искусство.

Старые живописцы, люди верующие, знали (как знали это святые отцы): Бог прост и потому «постигается простым движением души»... Эта вера водила их кистью... Новые мастера ищут Бога, но находят ли они его? Наш бог — поликультурность. Однако то, что нас все-таки связывает с прежними временами, остается поиском смысла — такого же простого и ясного, как наивно-гениальные рисунки древних. Ведь без понимания смысла перестаешь верить миру, а значит, и любить его.

Светлана Солодских.