...Вы открываете дверь музея, поднимаетесь по мраморным ступеням, вдыхаете аромат безукоризненной чистоты. Поворот головы направо — и ноги сами следуют за взглядом, уже впитавшим первый призыв красок. Событие начинается. Мы с вами в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств на выставке ростовского художника Владимира Рябчикова.
Большое пространство зала, много света, и что-то, несомненно, происходит — будто именно тебя кто-то ждет. С одной стороны, эффект искусного оформления выставки, с другой... Все дело в неожиданном звучании красок — от самого нежного до самого сильного тона. Плюс причуды индивидуального восприятия: цвет можно слышать, вкусовые ощущения видеть.
Член Союза художников России Владимир Рябчиков имеет семь персональных и пять зарубежных выставок в проекте «Русские идут». Работы художника находятся в частных коллекциях России, Европы, США. А на нынешнем фестивале «Молодые художники Северного Кавказа» Владимир Рябчиков удостоен Золотого диплома. Но, чем больше иллюстративного материала — рецензий, фотографий, интервью — тем загадочнее кажется его фигура. Его холсты — мир лунный, странный, дерзкий, чарующий — другой, параллельный мир. Инобытие...
Но разве оно нам неизвестно? Кончается день с его реализмом и суетой, и наступает ночь, сон. Сны — светлые, тревожные, сумеречные. Вот, пожалуй, образ или один из образов его творчества. Символична живопись Владимира Рябчикова. Символичны, в принципе, сны.
...В музейном воздухе витали цитаты — из Пикассо, Бакста, Густава Климта, Врубеля... С именами можно ошибиться. Но, если зритель усматривает цитату, значит, она существует. В современной культуре без этого не обойтись, мир насыщен искусством и историей искусства. Но цитаты угадываются, а собственный мир художника остается. Символика образов соотнесена с символикой цвета. В сущности, это мир языческого, встреча с архетипическими персонажами. Выбор сознательный: арлекины, паяцы, чародеи, жрецы. Маски, карнавал, игра... Но это не театр. Герои Рябчикова не играют, они живут. И оттого появляется уверенность, что все это сделано художником всерьез — так же, как всерьез бессознательное создает наши сны...
Разгадка явилась в неожиданном образе «аквариума». Есть у Владимира Рябчикова два больших гипнотизирующих полотна — «Синий аквариум» и «Красный аквариум». Подходишь к ним и будто наталкиваешься на прозрачное стекло, позволяющее видеть жизнь мира, в который войти нельзя, потому что ты — другое существо. Аквариум с нашими рыбами-снами — живописный образ философии Владимира Рябчикова. Современный человек настолько болен своей реальностью, своими механизмами и вещами, что нормальная жизнь с цветными фантазиями, праздником и превращениями ему может только присниться.
В какой-то момент, путешествуя по выставке, я поняла, что мы, художник и зритель, совершаем один и тот же поступок — мы ищем. Зритель — намек на детские впечатления автора, которые могли предопределить игру его мысли и палитру. Куст сирени в сиреневых сумерках, праздничный фейерверк или самый обыкновенный аквариум с обыкновенными рыбками гуппи. Художник тоже искал детство, но не свое, а — человечества. Есть у него пласт работ, который критики называют «пещерной живописью Владимира Рябчикова»: попытка обозначить зачарованность праживописью, когда сквозь собственные живописные слои будто проступают пещерные фрески, преображенные нашим присутствием.
Мы действительно, тайно или явно, тоскуем по простодушию — тому, что утратило современное искусство.
Старые живописцы, люди верующие, знали (как знали это святые отцы): Бог прост и потому «постигается простым движением души»... Эта вера водила их кистью... Новые мастера ищут Бога, но находят ли они его? Наш бог — поликультурность. Однако то, что нас все-таки связывает с прежними временами, остается поиском смысла — такого же простого и ясного, как наивно-гениальные рисунки древних. Ведь без понимания смысла перестаешь верить миру, а значит, и любить его.
Светлана Солодских.