Владимир Рябчиков «Высокие отношения»
Современное искусство, во всем разнообразии жанров, стилей, манер, художественных прием, является частью процесса, запущенного еще в прошлом столетии. Эпоха постмодерна освобождает и раскрепощает художника, однако поиск нового видения мира и человека нередко замыкается в очередной перетасовке элементов хаоса, которая утомляет и художника, и зрителя. Выбор самостоятельного пути в такой ситуации чрезвычайно затруднителен - и все же он остается моральной и эстетической максимой, которую современный художник для себя должен определить сам.
В картинах Владимира Рябчикова мы видим мир цельный и искренний, возвращающий человека, быть может, к тому, что свойственно детскому переживанию. Художник, подобно Льюису Кэрроллу, как будто приоткрывает дверцу внутри тайной комнаты – она ведет зрителя в мир чудесный, и одновременно до боли знакомый, - который в далеком воспоминании глубоко запечатан в памяти каждого из нас.
Перед нами необычные пейзажи, настраивающие на лирическое воспоминание о доме на горе, под защитой высоких деревьев («Вечер»). Порой пейзаж состоит и вовсе лишь из одного дерева, к тому же расположенного по центру, как на детских рисунках («Дерево», «Деревце», «Красный клен»). Нередко происходят тонкие инверсии жанра: в пейзаже вдруг композиционно начинает угадываться натюрморт. Так решена картина «Дерево у дороги»: на первый взгляд чисто пейзажное произведение. Луг, деревья, темное небо, прорезанное световым столбом… - но свет ложится по поверхности земли, подобно светлой драпировке в натюрморте. Частью натюрморта могут стать деревья, заключенные в огромные стеклянные сосуды. Сказочная игра продолжается в женских портретах-персонификациях («Осенний сон», «Сентябрь», «Поэтическое настроение»). Их персонажи – волшебные существа, большие и добрые, как детские божества, в которых стихия и природа благосклонны к человеку.
В работе «Три дерева» Ночь, представленная, в середине трехчастной картины (видна только нижняя часть лица), приближает палец к губам в легкой улыбке, словно скрывая
тайну – и в центре композиции мы видим дерево в ночи, в немом диалоге с луной – будто загадка и ответ лежат там, в теме и истории дерева.
Эти картины можно воспринимать и как цикл. Он начинается, к примеру, от «Мира внутри», где огромное дерево теснится под стеклянным колпаком, укрывая под кроной облако. Но величественный мир внутри оказывается игрушечным рядом с красным яблоком, как будто для масштаба положенным снаружи.
Свидание с луной продолжено в следующем полотне, «Дерево и луна». Мы не видим, откуда растерт это дерево – наверное, оно растет на пригорке, и оно, тонкое, и с распушённой, как в свете паркового фонаря, кроной, кажется старше и мудрее нежной и еще не окрепшей в своих правах луны, которой как будто пока не хватает сил побороть черноту ночи, недостает смелости подняться над деревом. Но вместе они скрадывают взаимное одиночество, которое наступит в утреннем тумане («Деревце», «Дорожка»).
В работе «Облако над деревом» мы видим зыбкий летний силуэт – ребенок в панамке, каким когда-то был каждый из нас. В его воображении и может возникнуть идея необычного дерева и облака, которое превращается во что ему вздумается, - в мире, где все одушевлено и оживлено: отсвет стекла, дерево в тумане, цветочные покровы одежд…
Работы Владимира Рябчикова, представленные на выставке «Высокие отношения», являются гармоничным и позитивным посланием художника зрителю, помогающим отстраниться от вселенской суеты и вернуться к настоящему.